Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда
О материально-техническом обеспечении образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Наличие оборудованных учебных кабинетов
Назначение: оказание психологической помощи всем участникам образовательного процесса.
В МБДОУ № 107 оборудован кабинет педагога-психолога, который соответствует всем требованиям, предъявляемым к помещениям функционального назначения.
Площадь психологического кабинета – 16.4 кв. м.
Кабинет психолога небольшой по размерам, прямоугольной формы, пропорциональный и хорошо освещён, гарантирует защиту от посторонних глаз, что способствует созданию близости общения и доверительной атмосферы.
Цветовое решение мягкое, в желто-зелёных тонах, что также располагает к ситуации взаимодействия с педагогом-психологом и адаптации к помещению.
Пространство кабинета оформлено согласно основным принципам – комфортность, гармоничность и доверительность атмосферы. Кабинет не загромождается лишними предметами, вещами.
Помещение, выделенное под кабинет разделено на несколько зон, которые соответствуют основным направлениям работы педагога-психолога в дошкольном образовательном учреждении.
В зоне консультативного пространства расположен удобный диван для посетителей, который располагает к длительному и доверительному общению. В наличии имеется вспомогательный материал: картотека для библиоконсультирования родителей и педагогов по проблемам возрастного развития детей, особенностей их поведения, познавательного и эмоционально-личностного развития дошкольников, вопросам школьной готовности и т.д.
В зоне развивающих занятий расположены столы со стульями, мольберт, рамки с изображением эмоций, часы, а также стимульный материал для подгрупповой и индивидуальной работы с детьми.
Кабинет оснащён зоной игровой терапии. Игровое пространство включает открытый и доступный для детей стеллаж с игрушками, два ковра. Приобретён игровой материал.
В психологическом кабинете имеется широкий перечень настольно-печатных игр, демонстрационного и раздаточного материала для диагностической и коррекционно-развивающей работы.
Оформлена зона недириктивной терапии (стол с ёмкостью для песка, набор для песка (ведёрки, грабельки, ситечки, формочки, лопатки и др.), кресло-груша, живой цветок в напольном горшке.
Подобран разнообразный художественный материал (цветные мелки, простые и цветные карандаши, фломастеры, акварель, гуашь, кисточки, листы и альбомы для рисования, цветная бумага и картон, пластилин, клей и т.д.) для арттерапии, диски (см. приложение 4) для музыкальной терапии.
Подобран разнообразный материал (маски, шапки-рожки, очки, ободки, предметы-заменители и др.) для сказкотерапии.
Организационно-планирующее пространство кабинета оснащено письменными столами (2 шт.), компьютером, принтером и шкафами (3 шт.) для архива, документации, папок, наглядности, настольно-печатных игр и книг.
Литература классифицируется по следующим разделам:
- детская психология и возрастные особенности развития детей;
- коррекционно-развивающая работа;
- диагностическая работа;
- консультативная и просветительская работа.
В кабинете собрана большая библиотека с психолого-педагогической литературой , папки с психолого-педагогической документацией , альбом с памятками и шпаргалками для родителей .
В данной зоне располагается весь вспомогательный материал для специалиста, который систематизирован в следующем порядке.
Нормативно-правовое обеспечение деятельности педагога-психолога:
- Закон об образовании Р.Ф.
- Семейный кодекс Р.Ф.
- Всеобщая декларация прав человека.
- Конвенция ООН о правах ребёнка.
- Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования в Р.Ф. (приказ Министерства образования Р.Ф. от 22 октября 1999 г. № 636).
- Статус практического психолога службы практической психологии образования (по материал коллегии Министерства образования Р.Ф. от 29 марта 1995 г. № 7/1).
- Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения (инструктивное письмо от 24 декабря 2001 г. № 29/1886-6).
- Этический кодекс педагога-психолога службы практической психологии образования Р.Ф.
- Положение об аттестации педагога-психолога.
- Трудовой договор с педагогическим работником МДОУ (копия).
- Должностная инструкция педагога-психолога МДОУ.
Организационно-методическая документация:
- График работы педагога-психолога.
- Перспективный план работы педагога-психолога на год.
- План семинаров для педагогов-психологов ДОУ на базе ЦДК «Гармония» на год.
- План работы по самообразованию педагога-психолога на год.
- Аналитический отчёт о проделанной работе педагога-психолога за год.
- Паспорт кабинета педагога-психолога.
- Расписание занятий в МБДОУ № 107.
- Врачебные и консультативные коды.
Учёт проводимой психологической службой работы осуществляется через:
- журнал регистрации видов работ педагога-психолога;
- журнал учета диагностической работы педагога-психолога;
- журнал учёта посещаемости детьми индивидуальных, подгрупповых и групповых занятий педагога-психолога;
- журнал учёта консультаций педагога-психолога;
- журнал учёта групповых форм работы педагога-психолога со взрослыми;
В кабинете имеется также архив для хранения отработанной информации он содержит материалы по детям, которые выпустились из детского сада.
Данное ведение документации позволяет психологу структурировать и систематизировать свою работу.
Все функциональные зоны кабинета психолога подчинены решению главной задачи: создание условий для обеспечения психологического здоровья детей.
Учитывая то, что организация пространства кабинета во многом определяет эффективность деятельности педагога-психолога и, исходя из реальных возможностей ДОУ, игровое пространство необходимо пополнить различными видами кукол (перчаточные, пальчиковые, конусные, верёвочные, «дергунчики»), игрушкой «Бобо» (без лица), игрушками-сюрпризами с включением движения, цвета и звука, масками с различным эмоциональным выражением, другими тематическими играми, детским дартсом, наборами маленьких игрушек из реальной жизни (лесные животные, семья людей, солдатики, транспорт и др.), природным материалом.
Назначение: кабинет предназначен для оказания логопедической помощи воспитанникам, для оказания консультативной помощи родителям воспитанников.
Оснащение: методическая литература, дидактические игры и пособия логопедического кабинета по разделам логокоррекционной работы:
- формирование звукопроизношения;
- развитие речевого дыхания;
- формирование фонематического восприятия и навыков звукового анализа;
- формирование лексико-грамматического строя речи;
- связная речь;
- обучение грамоте;
- развитие мелкой моторики;
- развитие психических процессов.
Перечень имущества логопедического кабинета:
Настенное зеркало |
1 шт. |
Детский стол |
2 шт. |
Детский стул |
4 шт. |
Стол для логопеда |
2 шт. |
Взрослый стул |
2 шт. |
Шкаф |
4 шт. |
Стеллаж |
1 шт. |
Ноутбук |
1 шт. |
Принтер |
1 шт. |
Магнитно-маркерная доска |
1 шт. |
Ковер |
1 шт. |
Библиотека
В ДОУ есть библиотека.
Средства обучения и воспитания
Средства обучения и воспитания, используемые в МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 107» соответствуют принципу необходимости и достаточности для организации образовательной, коррекционной работы, медицинского обслуживания детей, методического оснащения воспитательно-образовательного процесса, а также обеспечения разнообразной двигательной активности, музыкальной и художественно-эстетической деятельности детей дошкольного возраста.
Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.
Общепринятая современная типология подразделяет средства обучения на следующие виды:
- печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал и т. д.);
- электронные образовательные ресурсы (часто называемые образовательные мультимедиа мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.);
- аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях;
- наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
- демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные);
- учебные приборы (компас, барометр, колбы, и т. д.);
- тренажёры и спортивное оборудование (автотренажёры, гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т. п.).
В кабинете учителей-логопедов имеются средства обучения для воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (нарушение речи):
- материалы и игры по темам;
- зеркало с лампой дополнительного оснащения;
- комплект зондов для постановки звуков;
- дыхательные тренажеры, игрушки для развития правильного речевого дыхания;
- картотеки материалов для автоматизации и дифференциации звуков;
- логопедические альбомы для обследования;
- предметные и сюжетные картинки по лексическим темам;
- настольно-печатные дидактические игры;
- алгоритмы, схемы, мнемотаблицы;
- методическая, дидактическая, справочная и художественная литература;
При организации образовательной, игровой деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья имеется коррекционное оборудование: массажные мячи, набивные мячи, массажные дорожки, мягкие спортивные модули, мягкие маты, сухой бассейн, сенсорное оборудование, тренажёры, бабуты.
Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса обеспечивает возможность организации как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках занятий по освоению Программы, но и при проведении режимных моментов.
Предметно-развивающая среда создана с учетом интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование могут использоваться и в ходе реализации других областей. Подбор средств обучения и воспитания осуществляется для тех видов детской деятельности (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная деятельности, восприятие художественной литературы), которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на уровне дошкольного образования, а также с целью активизации двигательной активности ребенка.
Оборудование отвечает санитарно-эпидемиологическим нормам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.
Дети с инвалидностью и лица с ограниченными возможностями здоровья могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях, в том числе с имеющимся в ДОУ оборудованием.
В ДОУ создана современная информационно-техническая база для занятий с детьми, работы педагогов и специалистов.
Информация о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
С 1 сентября 2012 г. вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», согласно которому содержание и художественное оформление информации, предназначенной для обучения детей в образовательных учреждениях, должны соответствовать содержанию и художественному оформлению информации для детей данного возраста. Информационная безопасность в целом и особенно детей — одна из центральных задач, которую необходимо решить для России.
Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям в МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №107»
Одним из важных направлений в деятельности МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №107» является информатизация образовательного процесса, которая рассматривается как процесс, направленный на повышение эффективности и качества воспитательно – образовательного процесса, и администрирования посредством применения ИКТ (информационно-коммуникативных технологий).
В свободном доступе для детей в МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №107» компьютеров не имеется, для педагогов и административного управления — 7 компьютер и 2 ноутбук, которые имеют выход в Интернет.
В свободное от деятельности с детьми время каждый педагог МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №107» при помощи администратора точки доступа к сети Интернет может воспользоваться техническими и сетевыми ресурсами для выполнения воспитательно-образовательных задач.
Рассматривая процессы повышения эффективности образовательного и управленческого процессов через призму информатизации, мы считаем, что компьютер может и должен стать тем инструментом, который позволяет: во-первых, повысить эффективность воспитательно-образовательного процесса, так как:
- включение в образовательную деятельность мультимедиа материалов (видео, звука, иллюстрационного материала) повышает ее наглядность;
- использование цифровых образовательных ресурсов предметной направленности позволяет организовать изучение материала каждым воспитанником индивидуально, в наиболее предпочтительном для него темпе;
- сетевые возможности компьютера позволяют выйти в поисках необходимой информации за рамки группового помещения, того объема информации, которая предоставляется воспитателем или родителями.
В МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №107» создан, постоянно пополняющийся и обновляющийся сайт, на котором располагается информация о деятельности учреждения, её основных направлениях; об истории и развитии МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №107», его традициях, о воспитанниках, о педагогических работниках.
На сайте МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №107» размещаются важные документы, касающиеся организации образовательного процесса – публичный отчет заведующего, документы, регламентирующие работу детского сада.
Обучающиеся не имеют свободного доступа к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, специально оборудованного компьютерного класса, в том числе для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья в МБДОУ нет.
В МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №107" доступ обучающихся, в том числе для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, к электронным образовательным ресурсам не предусматривается.
Официальный сайт учреждения имеет версию для слабовидящих.
Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
ДОУ имеет доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям: подключен Интернет на 4 компьютера (кабинет заведующего, 2 методических кабинета, кабинет заместителя заведующего по АХР).
Использование электронных программных продуктов
С целью управления образовательным процессом в ДОУ приобретены и используются электронные программные продукты: электронная программа «Аверс. Контингент», которая позволяет вести документооборот, учет воспитанников ДОУ (приказы, табель рабочего времени, личные карточки и пр.) в соответствии с современными требованиями.
Подключены к следующим сетям:
— Официальный сайт для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях bus.gov.ru;
— Официальный сайт Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг zakupki.gov.ru;
— ИАС «Аверс: Управление дошкольной образовательной организацией»;
— ИАС «Аверс: Контингент дошкольной образовательной организации»;
— Официальный сайт Областного бюджетного учреждения «Информационно-аналитический центр» Курской области www.iac46.ru (АИС «Аверс: Мониторинг» (http://77.241.22.75/projects/mon4/);
— Министерство Образования и Науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное учреждение «Федеральный институт развития образования»monfgos.firo.ru
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Для организации детской деятельности педагоги используют электронные образовательные ресурсы, также эти ресурсы могут быть полезны и для родителей.
Основное средство обучения и воспитания в ДОУ - это единое информационно- развивающее пространство детского сада.
Для самостоятельно деятельности детей в группах приобретены конструкторы, развивающие пособия,игры, а т.ж. предметы для детского творчества.
В ДОУ создана современная информационно-техническая база для занятий с детьми, работы педагогов и специалистов.
Это наличие:
- 7 компьютеров
- 2 ноутбуков
- 6 МФУ (принтер, ксерокс, сканер)
Связь и обмен информацией с различными организациями осуществляется посредством электронной почты.
ДОУ имеет свой сайт, на котором регулярно пополняется информация. Современные технические средства дают возможность более успешно и интересно организовывать работу с детьми.
Учебные материалы, для воспроизведения которых используют электронные устройства, являются неотъемлемой частью современной системы образования и используются в нашем учреждении. Техническая инфраструктура информационной среды дошкольного учреждения используется в образовательном процессе и в управлении образовательным учреждением.
Имеющиеся электронные образовательные ресурсы дают возможность:
- подбирать иллюстративный материал к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов;
- подбирать дополнительный познавательный материал к занятиям;
- знакомиться со сценариями праздников и мероприятий других дошкольных учреждений;
- знакомиться с опытом работы, наработками педагогов России и зарубежья посредством участия в профессиональных интернет сообществах, вебинарах;
- участвовать в дистанционных интернет конкурсах для педагогов и воспитанников;
- создавать электронное «портфолио»;
- оформлять документацию, отчеты и другую учебно-педагогическую документацию, презентации в программе Power Point для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
http://www.mon.gov.ru — Сайт Министерства образования РФ официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации.
http://www.edu.ru федеральный портал «Российское образование» информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»
http://window.edu.ru Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» предоставляет свободный доступ к каталогу образовательных интернет — ресурсов и полнотекстовой электронной учебно-методической библиотеке для общего и профессионального образования.
http://www.edu.ru федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
Поисковая система www.yandex.ru
Кабинет духовно-нравственного развития
Назначение: кабинет предназначен для проведения занятий с воспитанниками по духовно-нравственному воспитанию.Хореографический зал
Назначение: зал предназначен для проведения занятий по хореографии с воспитанниками.Музей народного быта "Горница"
Назначение: проведение занятий с воспитанниками по музейной педагогике.Кабинет ИЗО
Назначение: предназначен для проведения индивидульных и групповых занятий по лепке и изобразительной деятельности.Наличие оборудованных объектов для проведения практических занятий
Назначение: проведение музыкальной и театрализованной деятельности, праздников, досугов, развлечений, методических объединений.
Оснащение: электронное фортепиано, музыкальный центр, мультимедийная установка (проектор, экран, ноутбук, 2 микрофона, детские музыкальные инструменты, атрибуты для инсценировок, ширма, маски, материал к тематическому оформлению праздников; учебно-методическая литература, фонотека; стулья взрослые и детские.
Наличие оборудованных объектов спорта
Назначение: проведение утреней гимнастики, занятий физической культурой, спортивных мероприятий; осуществление индивидуальной и подгрупповой физкультурно-оздоровительной работы с воспитанниками.
Оснащение: магнитофон, спортивный инвентарь (шведская стенка, канаты, маты, мягкие спортивные модули, детские тренажеры, мячи, обручи, скакалки, ленты, гимнастический палки, мешочки для метания, индивидуальные коврики) и нестандартное спортивное оборудованием для освоения основных видов движений, выполнения спортивных упражнений.
Наличие оборудованных библиотек
Документы отсутствуют
Наличие оборудованных средств обучения и воспитания
Документы отсутствуют
Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям
Документы отсутствуют
Сведения об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся
Документы отсутствуют
Сведения о количестве жилых помещений в общежитии, интернате, формировании платы за проживание в общежитии
Документы отсутствуют
О специальных условиях для получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Сведения об обеспечении доступа в здания образовательной организации, в том числе в общежитие, интернат, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Организация не располагает общежитием, интернатом.
Архитектурная образовательная среда ДОО предусматривает внутренние и внешние конструктивные особенности, и специальные условия обучения.
Внешние конструктивные особенности архитектурной среды ДОО включают: асфальтированную площадку, пандусы, установленные на подходе к зданию, перила и поручни, предназначенные как для выполнения опорной функции, так и навигационной, вывеску с названием организации, графиком работы организации, планом здания, выполненную рельефно-точечным шрифтом Брайля на контрастном фоне, кнопку вызова административного дежурного у центрального входа в ДОО, схему-навигацию по дошкольному образовательному учреждению.
В ДОО обеспечена широкая зона доступа к зданию, предусматривающая проведение массовых мероприятий, имеются групповые площадки, оснащенные необходимым детским оборудованием, спортивная площадка, «Экологическая тропа», включающая зоны: «Зона водоема», «Птичья столовая», «Зона лекарственных трав», «Метеостанция», «Зона насекомых», «Сельский дворик», «Туристическая тропа», «Автогородок, «Зона асфальтных игр», «Уличная библиотека».
Для полноценного осуществления образовательной деятельности в ДОО функционируют групповые помещения, музыкальный зал, спортивный зал, хореографический зал, кабинет педагога-психолога, кабинет учителя-логопеда, кабинет по изобразительной деятельности, кабинет по духовно-нравственному воспитанию, музей народного быта и творчества «Горница».
Развивающая предметно-пространственная среда ДОО обладает свойствами открытой системы и выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую функции, систематически меняется, обновляется и пополняется, являясь содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной и доступной.
Для организации образовательной, игровой деятельности имеются: регулируемая мебель, дидактические пособия, фитболы разного размера, массажные мячи, массажные дорожки, сухой бассейн, ширмы, детские тренажеры, мягкие спортивные модули, мягкие маты, песочница с кинетическим песком и подсветкой, релаксационное оборудование, уголки уединения
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Документы отсутствуют